Храбрая и невиданная Епраксия Михайловна
Неуслышанные голоса

92-летняя Епраксия Микаелян не из тех женщин, что стареют с постоянными жалобами и роптанием. Ухоженная, бодрая женщина живет активной жизнью, особый спрос имеет в школах. Ее приглашают и просят поделиться военными воспоминаниями. Сама она считает себя военным экспертом: во время Второй мировой на протяжении 6 лет воевала на 2 фронтах. После войны тоже не довелось увидеть мир. Спаслась от бакинских погромов и бежала в Армению … одна, без родственников. Именно в близких, любимых людях нуждается, каждый раз возвращаясь домой. «Никого нет у меня, как сирота… так хочется , чтобы в дверь зашла сестра, брат, их дети. Хочется обнять их, поцеловать, поговорить , но нет, никого нет»,- говорит она.
Епраксия Микаелян родилась в селе Сзнек Нагорного Карабаха. Трудности начались с самого детства: «Отец мой был священником, учебу окончил в Сирии. В 32-ом году решили, что отец кулак и его нужно выслать в Сибирь». Тикин Епраксия не как не может забыть плачь своего брата : даже посещение школы стало для них мечтой. Детей успокоил отец, сказав, что переедут в Баку. Кто бы мог подумать, что Баку тоже принесет им слезы…
Семья переехала в Баку по приглашению первого секретаря горкома Баку Джафара Багирова… Жили в районе Арменикенд. Отец , Св. Микаэл , был уважаемым духовником в армянской епархии Баку. Сделал все, чтобы Епраксию не увезли на фронт, говорил, что троих сыновей увезли , хоть бы дочь оставили… Но просьба не помогла. Молодая Епраксия , которая была тогда на первом курсе Медицинского университета, отправилась на фронт. Спустя даже 74 года тикин Епраксия красочно и с артистизмом рассказывает о военных трудностях: «Мы месяцами не мылись, тело чесалось, черпали пилоткой воду, а там черви…».
Вернулась здоровой и невредимой, но черное дыхание войны так и не покинуло ее. Муж Епраксии тоже воевал, был пленен, после возвращения же признан “предателем” и приговорен. Тикин Епраксия говорит, что страх и тревога в этот период постоянно сопровождали ее: «Я даже в родительский дом не ходила, боялась, что будут следить , но наш министр, просто молодец, сказал, чтобы ничего не боялась, что никто не узнает…». «Нашим министром” являлся министр Внутренних дел Азербайджана того периода, фамилию , которого тикин Епраксия так и не вспомнила. Она была очень близка с его женой, армянкой по национальности. Епраксия Михайловна работала в том же министерстве и жила в домах для работников МВД. «В таком чудесном месте жила: море так близко, кажется, можно воду черпать... Азербайджанцы уважали меня, когда приглашали на свадьбу, усаживали на красной подушке. Я ходила вся в бриллиантах, каждая моя цепочка весила полкилограмма…»,- рассказывает она.
До напряженности в армяно-азербайджанских отношениях тикин Епраксия успела встретить вышедшего из тюрьмы мужа, родить дочь, обустроить дом. Кстати, за счет азербайджанцев. “Умели ценить”,- говорит тикин Епраксия, вспоминая о полученных в подарок «бриллиантовых комплектах». Но времена изменились, все позабылось: стали врагами»,- говорит тикин Епраксия, мысленно возвращаясь из прошлого в наши дни.
Муж тикин Епраксии стал жертвой бакинских погромов, сестра, Эмма, пропала в те же январские дни… Любимица азербайджанцев Епраксия Михайловна ворвавшимся в ее дом погромщикам не смогла на идеальном азербайджанском убедить, что не армянка… «Один из них посмотрел документы, а там написано Епраксия Микаелян, армянка. «Как узнали, что армянка, выкинули на улицу в одном халате…»,- с тем же артистизмом рассказывает она. Так , в одном халате и добралась до Армении, дочь нашла спустя несколько дней.
Дочь, внуки и правнуки тикин Епраксии сейчас находятся в России, когда ездит к ним, встречается и с местными азербайджанцами: беседуют друг с другом как в былые времена. «Говорят, мы как были братьями и сестрами, так и остались , но вот верхушка…»,- рассказывает тикин Епраксия. Своим врагом она считает именно “верхушку”, а не играющего с правнуком азербайджанского мальчика. Винит ее в незаконченной войне: «Убивают нашу молодежь на границе. За что? Жаль ведь наших детей…».
Пережившая войну и погромы тикин Епраксия не из тех, кто отчаиваются. Даже 92-летний возраст не помешает ей отправиться на передовую, если возникнет такая необходимость. «Точно пойду, но слава Богу, во мне не нуждаются»,- говорит тикин Епраксия и возвращается к своим ежедневным житейским заботам. Один из цветков на подоконнике чувствует себя неважно. Нужна срочная помощь. «Сглазили… весь завял…»,- заключает тикин Епраксия, спеша спасти единственных друзей, спасающих от одиночества.
К. Арутюнян
Материал подготовлен при содействии International Alert в рамках проекта «Неуслышанные голоса», финансируемого Фондом Предотвращения конфликтов, содействия стабильности и безопасности Великобритании. Содержание является ответственностью журналистов и не обязательно отражает точку зрения организации International Alert и наших доноров.